Вспомним теорию "Режим дня в жизни школьника"

Доброго времени суток!
Мы приветствуем вас, уважаемые родители!
Если вы открыли эту страничку, значит, тема собрания вызвала у вас интерес.
Итак, наша задача повторить, что такое режим дня и 
каково его значение в жизни школьника.

Почему мы выбрали эту тему?

          Ни для кого не секрет, что обучение в школе - это серьёзное испытание для ребёнка и всей семьи в целом. Многие родители уделяют очень серьёзное внимание обучению ребёнка. Так хочется, чтобы наши дети были успешными в учёбе! Но при этом мы не должны забывать о сохранении физического здоровья и эмоциональной устойчивости.
          Приведём некоторые цифры статистики:
  • Лишь 20-25% первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения в школе.
  • К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников.
  • 15% детей жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желание учиться.
  • Треть учащихся имеют различные нарушения осанки.
  • 10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести.
  • 20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости.
  • Лишь 24% учащихся выдерживают ночной норматив сна.
  • Ежедневно дети не досыпают от получаса до полутора часов.
          Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника.
          Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка.
          Безусловно, работать без утомления невозможно, но ведь задача семьи и состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребёнка, которая позволит избежать влиянию утомления на его здоровье.

Режим дня - 

это система распределения периодов сна и бодрствования, приёмов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
          Рассмотрим главные режимные моменты более подробно.

Здоровье и гигиена

          Гигиеническое поведение - это деятельность человека, направленная на созидание своего здоровья: выполнение правил личной гигиены, режима дня; гармоничные отношения между людьми; занятия физической культурой; рациональное питание; негативное отношение к табакокурению, алкоголизму, наркомании и пр.
          Поведение детей в возрасте 6-10 лет приобретает черты произвольности, осмысленности. У них в достаточной степени развита способность следовать определённым правилам и нормам, установленным в школе и в семье.
          Первый шаг к воспитанию у детей заботы о своём здоровье - обучение их навыкам ухода за кожей и зубами. Важно не только научить ребёнка правильно мыть руки, но и объяснить, когда и почему это необходимо делать. Наблюдая за детьми, можем сказать, что редкий ребёнок моет руки после посещения туалета, перед завтраком и обедом. Большинство детей делают это формально, не заботясь о качестве вымытых рук.
          При формировании привычки мыть руки наиболее эффективной оказывается эстетическая мотивация: грязные руки некрасивы, на них неприятно смотреть и пр. Помочь в воспитании у детей привычки к соблюдению гигиенических навыков может детская художественная литература. Желательно прочесть вместе с детьми книги "Мойдодыр" К. Чуковского, "Приключения Васи Неумыткина в стране Чулании" А. Моисеева и попросить ребёнка поделиться своими впечатлениями и прочитанном, охарактеризовать главных героев произведений, проанализировать их поступки.
          Важно помнить, что охотнее всего делают отнюдь не то, что их заставляют делать, а то, к чему взрослые серьёзно и заинтересованно относятся. Поэтому нужно оставаться доброжелательным и показывать личный пример (не просто отправлять ребёнка вечером чистить зубы, а идти вместе с ним; проверить чистоту ушей, помочь привести ушки в порядок и пр.). Родители обязаны приучить ребёнка умываться по утрам; пользоваться отдельным полотенцем, зубной щёткой, расчёской.
          В большинстве своём младшие школьники знают правила личной гигиены, знают, как их выполнять, но не выполняют, не следуют им, главным образом, из-за лени, отсутствия привычки к волевому усилию. При требовании от детей надлежащего выполнения правил личной гигиены самим родителям необходимо следить за собой, быть образцом для подражания.

Как правильно чистить зубы

          Для чистки зубов младшим школьникам лучше покупать детские зубные пасты, в которых содержание фтора несколько ниже, чем в пастах для взрослых. Передозировка этого элемента вредит детскому здоровью. Выбор пасты обусловлен и состоянием полости рта: гигиенические пасты используются только для очистки полости рта. В состав лечебно-профилактических зубных паст входят различные лечебные добавки. В настоящее время в аптеках можно приобрести зубную пасту соответствующую возрасту вашего ребенка (на пастах указан возраст). Чтобы подобрать пасту с учётом проблем конкретного ребёнка, лучше посоветоваться с детским стоматологом.
          При выборе зубной щётки следует обратить внимание на размер её головки, жёсткость и качество щетины, общую форму. Предпочтительнее приобрести зубную щётку средней жёсткости с искусственной щетиной, более прочной и гигиеничной. Ручка зубной щётки должна соответствовать размеру ладони и удобно удерживаться сжатой в кулак рукой, длина головки - не более 2,5 см. Менять щётку необходимо по мере износа щетинок (каждые 2-3 месяца).

Правильное питание

          На состояние здоровья человека оказывают влияние многочисленные факторы. Один из важнейших - питание. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни. Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются: избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит овощей, фруктов и ягод, а также нарушение режима питания.
          По данным исследований содержание витаминов в организме школьников нормальное - у 10-12% детей; дефицит одного витамина - у каждого третьего; недостаток двух витаминов - у каждого второго; дефицит трёх витаминов - у каждого десятого ребёнка; нарушения режима питания - у 60% детей.
          Чтобы устранить нарушения режима питания, взрослым необходимо помнить: дети в младшем школьном возрасте должны питаться 4-5 раз в день. При этом распределение суточного рациона должно распределяться следующим образом: завтрак - 20%; второй завтрак - 15%; обед - 30-35%; полдник - 15%; ужин - 20% суточного рациона. Основные правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность.
          Следует ли заставлять ребёнка есть через силу или отказывать ему в приёме пищи перед сном? Заставлять НЕЛЬЗЯ. Оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.
          Обязательно ли детям в возрасте 6-10 лет есть первые блюда? ДА. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения. Кроме того, следует приучать ребёнка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу и не занимаясь во время еды посторонними делами (чтением, просмотром телевизора и пр.). Эстетический вид пищи, спокойная обстановка за столом, за которым собралась вся семья, соблюдение культуры питания помогут детям получать удовольствие от приёма пищи и оставаться здоровыми.
          На наш взгляд, абсолютно правильно поступают те родители, дети которых получают сбалансированное горячее питание в школе - горячие завтраки. Единственное блюдо, которое не пользуется у детей большим спросом - это рыбные фрикадельки с рисом. Всё остальное дети едят с удовольствием и ВСЕ.
          Остальные ребята берут с собой "перекус" или деньги, чтобы купить этот "перекус". Знаете ли вы, что покупают ваши дети? Не торопитесь отвечать утвердительно, а лучше спросите у своего ребёнка, сколько он съедает за день конфет, чупа-чупсов, шоколадок, поп-корна и пр.? Да, именно эти продукты пользуются у детей повышенным спросом.
          Вот она, заветная витрина, к которой так спешат ваши детки:

          Выводы делайте сами.

Сон

          Младший школьник много времени проводит в школе, посещает различные спортивные секции, кружки, он подвижен и вместе с тем легко возбудим, поэтому ему требуется полноценный отдых - сон. В возрасте 6-7 лет суточная норма сна составляет 11 часов, в 8-10 лет - 10 часов. Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Полноценный отдых является одним из важнейших условий высокой умственной работоспособности.
          Советы мамам и папам по организации полноценного сна ребёнка:
  • Утром нельзя будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему.
  • Не надо заставлять ребёнка спать днём после уроков и лишать его этого права тоже нельзя; ребёнок сам прислушивается к потребностям своего организма.
  • Не разрешайте ребёнку смотреть перед сном страшные фильма и не играть в шумные игры.
  • Перевозбуждение, накопившееся за день нужно снять прогулкой. Не думайте, что вечерние пляски и небывалая активность свидетельствуют о том, что ребёнок не устал. Чтобы снять напряжение, погуляйте с ребёнком перед сном. Если ложимся в постель в 21.00, то прогулку лучше начать в 19.30.
  • После прогулки лучше не садиться перед экраном телевизора, а принять тёплый душ, выпить стакан тёплого молока и лечь спать.
  • Отход ко сну должен быть спокойным, без разговоров о дневных трудностях и без напоминаний о досадных ошибках или неудачах прошедшего дня.

Садимся за уроки

          Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.
         
Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой сын сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.
          Воспользовавшись приглашением мамы, учитель понаблюдал, как мальчик учит уроки. Женя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но, оказывается, что нет. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…
          Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика… На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Женя за это время:
- дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;
- один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли программа мультфильмов;
- дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;
- один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.
          Но вот работа закончена. Женя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради.
          Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Женей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

          Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.
          Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?
          Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.
И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

          Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно – материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.
          Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22 градусов.
          Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно регулируя образовательный процесс. На плите жарятся котлеты, миксер взбивает яйца, вода шумит в переполненной раковине. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.
          Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.
          Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
- до 1 часа – в первом классе;
- до 1, 5 часов – во втором;
- до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.
В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?
          В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.
          Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.
          Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 20-25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.
И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!

Физическое развитие 

          Важно обращать внимание на положение тела ребёнка во время выполнения домашних заданий, так как неправильная посадка - одна из основных причин нарушения осанки. К основным факторам, вызывающим эти нарушения, относятся недостаточное и неравномерное развитие мышечной системы; плохие привычки, например, опора при стоянии на одну ногу, неправильная походка, привычка носить тяжести в одной  и той же руке, спать на одном боку, на очень высокой подушке или слишком мягкой кровати, сворачиваться "калачиком" и др.
          Чтобы дать школьнику представление о правильной осанке, следует применить такой приём: ребёнку развёртывают плечи, выпрямляют спину и ставят вплотную к стене, чтобы он касался её пятками, ягодицами, спиной и затылком. Многократное повторение этого приёма позволяет запомнить школьнику мышечное ощущение правильной осанки и в дальнейшем без особого труда сохранять его.
          Неправильная посадка ребёнка во время занятий часто становится причиной нарушения у них зрения.
          Лучший отдых - это смена видов деятельности, поэтому дети должны отвлекаться от умственного труда, переключаясь на физические упражнения и наоборот. Дефицит двигательной активности ребёнка составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно двигаться не менее 2-х часов. При этом уроки физической культуры составляют около 10% необходимой суточной двигательной нагрузки. 
          Если ребёнок не посещает спортивные секции, особую важность приобретает утренняя гимнастика, прогулки после занятий в школе, оздоровительные минутки во время подготовки домашних заданий, систематическое посещение уроков физической культуры.

Телевизор и компьютер

          Рассмотрим положительные и отрицательные моменты работы с компьютером. Существует несколько вредных факторов:

1)Самый главный фактор – это нагрузка на зрение.
Если работать на компьютере достаточно долго, то зрительное переутомление может привести к устойчивому снижению остроты зрения.  При грамотной постановке дела нагрузка на зрение от компьютера может быть значительно снижена. Ребёнок младшего школьного возраста может проводить за компьютером не более 10- 20 минут, после чего необходимо сделать перерыв и небольшую гимнастику для глаз. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если у малыша проблема со зрением, то садиться за монитор ему можно только в очках. Ни в коем случае не разрешайте работать за компьютером в темноте. Расположите дисплей так, чтобы свет из окна не падал на экран и не светил в глаза. Проследите, чтобы расстояние от детских глаз до экрана составляло 50-70 см.


2)Вторым по вредности фактором, влияющим на здоровье, является стеснённая поза.
Сидя за компьютером, ребёнок должен смотреть с определённого расстояния на экран и одновременно держать руки на клавиатуре или органах управления. Это вынуждает его тело принять определённое положение и не изменять его до конца работы. В этом отношении компьютер гораздо опаснее телевизора, который позволяет свободно двигаться. Из-за стеснённой позы возникает следующие нарушения, как заболевания суставов кистей рук. При работе рука человека вынуждена совершать много мелких движений, сильно устаёт, а при длительной работе развиваются хронические заболевания. Самый коварный из всех врагов – это затруднённое дыхание. Вынесенные вперёд локти не дают свободно двигаться грудной клетке, и это приводит к астме, развитию приступов кашля и иным явлениям. И ещё одно нарушение – это остеохондроз. При длительном сидении с опущенными плечами возникает стойкое изменение костно - мышечной системы, а иногда искривление позвоночника. Между компьютерными играми ребёнок должен играть в подвижные игры, гулять, заниматься спортом. Не разрешайте малышу перекусывать за компьютером: это вредная привычка может остаться на всю жизнь.


3) Третий по важности фактор – нагрузка на детскую психику.
Компьютер требует не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля. И всё же психическую нагрузку можно уменьшить делая перерывы.
          
Можно выделить 4 основных типа проявления «компьютерной» усталости:
1) потеря контроля над собой (ребенок часто трогает лицо, сосет палец, гримасничает, кричит);
2) потеря интереса к компьютеру (ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры,обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу);
3) «утомленная» поза (ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону, откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола);
4) эмоционально-невротическая реакция (крик, подпрыгивания, пританцовывания,
истерический смех).


           Кроме вышеперечисленных вредных факторов при работе за компьютером, в настоящее время появились термины «синдром компьютерного стресса» и «компьютерная зависимость». Симптомы – отмечается нарушение памяти, бессонница, ухудшение зрения, головные боли, хроническая усталость, депрессивное состояние, проблемы в общении. Как противостоять? Надо соблюдать гигиенические нормы и правила. Своевременно делать перерывы в работе. Проветривать помещение, делать влажную уборку.

Положительные моменты.
Компьютер помогает выявить и развить способности ребёнка.
Является великолепным способом самообучения.
Развивает самостоятельное мышление.
Усиливает концентрацию внимания.
Учит ребёнка быстро переключаться с одного действия на другое.

Рекомендации родителям.
Всё дело в чувстве меры.

Подведём итоги

          Сложно приобщить ребёнка к выполнению режима дня, но часто истоки детской неорганизованности лежат в укладе семьи. Поэтому прежде всего родителям нужно постараться самим стать более собранными и организованными, а уже потом требовать этого от своих детей. 
          Мы желаем вам успехов в воспитании ваших детей!

Итоги анкетирования по теме собрания ЗДЕСЬ